План МО учителей русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год
29.10.2018
План работы МО учителей
русского языка и литературы
Атланаульской гимназии на 2018 – 2019 уч. год.
№ |
Направления
работы. Мероприятия |
Ответственный |
Срок
выполнения |
Форма |
Отметка |
1 |
ü
Циклограмма мониторингов уровня
обученности на 2018 – 2019 учебный год
ü
Подготовка к итоговой
аттестации 2019 года: ОГЭ, ЕГЭ, итоговое сочинение. Работа с обучающимися
«группы риска».
ü
Создание базы данных
учителей-словесников, базы УМК по русскому языку и литературе на 2018 –
2019 учебный год
ü
Методическая папка учителя. Изменения
в связи с введением ФГОС. Методическая помощь педагогам при составлении и
оформлении рабочих программ, тематического планирования, при подготовке
дидактических, наглядных и др. материалов к урокам в соответствии с
требованиями к введению ФГОС .
ü
Особенности организации
курсовой подготовки педагогов в новом учебном году (проектные задания,
дистанционные формы, накопительная система).Обсуждение предлагаемых на 2018 –
2019 год курсов, в том числе дистанционных.
ü
Творческий отчет учителей,
прошедших аттестацию в новой форме. Создание циклограммы представления
материалов аттестуемых в 2018 - 2019 учебном году учителей-словесников.
ü
Ярмарка инноваций. Конкурсы
педагогического мастерства. Конкурсы педагогических проектов в 2018 – 2019
учебном году.
ü
Работа с одаренными детьми.
Всероссийский конкурс сочинений. 2018 – 2019 учебного года. Вопросы
подготовки школьного и муниципального этапов Всероссийской
олимпиады школьников по русскому языку и литературе Формы распространения
методического опыта. |
учителя ШМО руководитель ШМО Сунгурова Х.А Атаева С.А. Сунгурова Х.А методист школы методист школы Атаева С.А. все учителя |
август конец каждой
четверти в течение года сентябрь Сентябрь в течение года в течение года |
заседание учебное занятие методическая помощь отчет учителей конкурс индивидуальная
работа |
|
2 |
Заседания ШМО с учителями-предметниками по содержанию и
правилам подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ:
|
руководитель ШМО Султанбекова В.Б Атаева С.А Атаева С .А Сунгурова Х.А. |
декабрь |
Обсуждение обсуждение обсуждение |
|
3 |
Заседания ШМО с учителями-предметниками. Обсуждение итогов
входного мониторинга уровня обученности:
|
Магомедова У.М., Атаева С.А |
октябрь |
обсуждение |
|
4 |
Заседания ШМО с
учителями-предметниками. Работа с одаренными детьми
|
все учителя
русского языка и литературы Атаева С.А. Руководитель ШМО |
ноябрь ноябрь в течение года |
олимпиада сочинение |
|
5 |
Заседание ШМО с
учителями-предметниками. Итоги 1 полугодия. Внесение изменений в планы работы
на 2 полугодие.
|
Асельдерова Я.Д., Сунгурова Х. все учителя русского языка и литературы все учителя |
январь-февраль в течение года в течение года |
учебные занятия выступления на ШМО отчет |
|
6 |
Обобщение опыта работы, представленного педагогами, работающими
с использованием инновационных технологий.
2. Изучение
документации федерального, регионального и муниципального уровней по ОГЭ и
ЕГЭ в 2019 г. 9 и 11 классов. |
Асельдерова Д.А.,
Магомедова У. М. Атаева С.А. Сунгурова Х.А. |
март-апрель в течение года |
Ознакомление с
материалами ознакомление |
|
7 |
1. Обсуждение
результатов диагностических работ выпускников 9 и 11 классов и планирование
деятельности по устранению недочетов в подготовке к итоговой аттестации. 2. Вопросы подготовки и проведения итоговых контрольных работ в
переводных классах. 3. Подведение итогов работы МО за учебный год. Анализ
результатов работы по методической теме. Перспективы деятельности на
предстоящий учебный год. |
Атаева С.А., . Сунгурова Х.А. учителя 5-8,10
классов руководитель ШМО |
май май май |
обсуждение проверочные работы анализ деятельности |
|
Сунгурова Х.А руководитель ШМО
Состав МО
Атланаульской гимназии на
2018 – 2019 уч. год.
№ |
Ф.И.О. учителя |
Образование: что и когда
закончил |
Педстаж: общий и в
данной школе |
Награды, звания и год
получения |
Сроки прохожд. курсов |
Результ. аттестац. |
Опыт: где изучен и где представ. |
Примеча- ние |
1 |
Магомедова У.М. |
высшее ДГПИ (1988) |
38 лет |
Почетный
работник общего образования РФ 9 (2017 год) |
2016 г. |
высшая
категория |
|
|
2 |
Атаева С.А. |
высшее ДГПИ
(1983) |
35 года |
Почетный
работник общего образования РФ 9 (2017 год) |
2014 г. |
первая
категория |
|
|
3 |
Асельдерова Д.А. |
высшее ДГУ
(1992) |
33 года |
|
2017 г. |
высшая
категория |
|
|
4 |
Сунгурова Х.А. |
высшее ДГУ
(1999) |
19 лет |
|
2015 г. |
первая
категория |
|
|
5 |
Солтанбекова В.Б. |
высшее ДГПУ
(2002) |
18 лет |
|
2015 г. |
первая
категория |
|
|
6 |
Асельдерова Я.Д. |
высшее ДГУ
(1990) |
34 года |
Кандидат
филологических наук. «Отличник народного образования РД» |
2016 г. |
высшая
категория |
|
|
1
Анализ работы
методического объединения учителей
русского языка и литературы
за 2017/18 учебный год.
Цель анализа: определение
уровня продуктивности методической работы МО и её роли в процессе
совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции
и компетентности в области предмета.
МО учителей школы работает 2017/18 уч. году по теме: «Формирование языковой личности
школьника»
Данная тема согласована с
методической темой школы: «Развитие творческой индивидуальности педагога и
учащегося в условиях развития компетенций участников образовательного процесса
в рамках введения государственных образовательных и профессиональных
стандартов»
2
Работа
МО в 2017 - 2018 учебном году
была направлена
на выполнение поставленных задач:
№ |
Задачи |
Выполнение |
причины невыполнения |
||
полностью |
частично |
не выполнено |
|||
1 |
Продолжить
изучение материалов по ФГОС. |
выполняется полностью |
|
|
|
2 |
Изучить учебно-методическую
литературу по теме самообразования. |
|
выполняется частично |
|
|
3 |
Изучить опыт педагогов,
школы, республики. |
|
выполняется частично |
|
|
4 |
Овладеть новыми
информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс |
|
выполняется частично |
|
|
5 |
Вести
мониторинг саморазвития школьников. |
выполняется полностью |
|
|
|
6 |
Обобщить опыт
педагогической работы по теме самообразования |
|
выполняется частично |
|
|
7 |
Качественная подготовка к
сдаче экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах |
выполняется полностью |
|
|
|
8 |
Анализ мониторинга качества
обучения в течение года |
выполняется полностью |
|
|
|
10 |
Взаимодействие с родителями
по работе с одаренными детьми и детьми, требующими особого внимания |
|
выполняется частично |
|
|
11 |
Создание благоприятного
психологического микроклимата на уроке |
выполняется полностью |
|
|
|
12 |
Изучение междисциплинарного
подхода и его применения в образовании |
|
выполняется частично |
|
|
3
В соответствии с методической темой МО учителя работали по следующим темам
самообразования:
№ |
ФИО учителя |
Тема, какой год работает |
Где заслушивали |
Результативность |
||||||||
МО |
Пед совет |
Семинары школьн.ый, районный |
Совещание при завуче, директоре |
В рамках недели |
Повышение
квалификации |
Нет изменений
|
||||||
Качество по предметам% |
Квалификацкатег. |
Уровня преподавания |
Личностно -профес сиональный рост |
|||||||||
1 |
Магомедова У.М. |
«Развитие
коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы» |
МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Атаева С.А. |
«Работа над
созданием понятийного аппарата на уроках русского языка и литературы» |
|
|
Районный семинар |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Асельдерова Д.А. |
«Нравственное
воспитание на уроках русского языка и литературы» |
|
|
|
|
В рамках недели |
|
|
|
|
|
4 |
Сунгурова Х.А. |
«Работа с текстом
на уроках русского языка и литературы как условие сдачи ЕГЭ» |
МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Солтанбекова В.Б. |
«Развитие устной и
письменной речи на уроках русского языка и литературы» |
МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Асельдерова Я.Д. |
«Развитие
критического мышления через чтение и письмо» |
|
|
|
|
В рамках недели |
|
|
|
|
|
4
Было проведено:
Заседаний МО по тематике: |
Оперативных совещаний по тематике: |
Семинаров для ( указать
темы) |
|
Первое
заседание (Август) 1. Анализ работы за 2017-2018
учебный год 2. Обсуждение плана работы на
2018-2019 учебный год. 3. Утверждение
календарно-тематического планирования и УМК на 2018-2019 учебный год. 4. Организация свободной
библиотеки на первом этаже |
|
школы |
|
Второе
заседание (Ноябрь) 1. Обсуждение подготовки и проведения
школьных и районных олимпиад по русскому языку и литературе. 2. Проведение контрольных
работ в 5-11 классах.(дирекцией гимназии) 3. Доклад на тему «Методы
работы в подготовке к ОГЭ» (Атаева С.А.) 4. Чтение классической литературы по радио. (Проза. Гуманная
педагогика) |
|
школы |
|
Третье
заседание (Январь) 1. Подведение итогов районных
олимпиад по русскому языку и литературе. 2. Подведение итогов
успеваемости за II четверть по русскому языку и литературе. |
|
школы |
района |
Четвертое
заседание (Март) 1. О подготовке к итоговой
аттестации в новой форме учащихся 9-х классов и учащихся 11-х классов по материалам
ЕГЭ. (Сунгурова Х.А и Атаева С.А.) 2. ЕГЭ и ОГЭ. Изучение
документов по заполнению бланков. 3. Доклад на тему «Проектная
деятельность учащихся 6 классов» (Асельдерова Я.Д.) |
|
школы |
района |
Пятое
заседание (Май) 1. Проверка техники чтения
учащихся 2. Обзор методических новинок
по предметам. 3. Подведение итогов работы
методического объединения за 2018-2019 учебный год. 4. Отчет учителей по
самообразованию. 5. Проведение переводных
экзаменов по русскому языку в 5-8, 10 классах |
|
школы |
|
5
Участие
учителей МО в общешкольных, районных,
республиканских мероприятиях
ФИО учителя |
Педсовет (указать
тему выступления) |
семинары,
совещания, конференции |
предметная
неделя |
|
школьные |
районные, республиканские |
|
||
Магомедова У.М. |
|
|
|
) |
Атаева С.А. |
|
|
||
Асельдерова Д.А. |
|
|
||
Сунгурова Х.А. |
|
|
||
Солтанбекова В.Б. |
|
|
||
Асельдерова Я.Д. |
|
|
6
Результаты
административных контрольных работ по итогам учебных четвертей
ФИО учителя |
1-четверть |
2-четверть |
3-четверть |
4-четверть |
Годовая |
||||||
Усп. % |
Кач. % |
Усп. % |
Кач. % |
Усп. % |
Кач. % |
Усп. % |
Кач. % |
Усп. % |
Кач. % |
||
Асельдерова Я.Д. |
5 «а» |
76,9 |
38,4 |
64,3 |
35,8 |
76,9 |
38,4 |
84,6 |
38,5 |
92,8 |
35,7 |
Сунгурова Х.А. |
5 «б» |
72,7 |
36,3 |
83,3 |
50 |
72,7 |
36,3 |
76,9 |
38,4 |
92,3 |
38,4 |
Магомедова У.М. |
6 «а» |
61,5 |
30,8 |
76,9 |
30,7 |
61,5 |
30,8 |
93 |
28,5 |
100 |
28,5 |
Магомедова У.М. |
6 «б» |
92,8 |
50 |
85,7 |
42,8 |
92,8 |
50 |
100 |
64,2 |
100 |
42,8 |
Асельдерова Д.А. |
7 «а» |
89,6 |
21 |
70,5 |
29,4 |
89,6 |
21 |
82,3 |
23,5 |
100 |
23,5 |
Асельдерова Д.А. |
7 «б» |
87,4 |
37,2 |
70,5 |
23,5 |
87,4 |
37,2 |
82,3 |
23,5 |
94,4 |
27,7 |
Султанбекова В.Б. |
8 «а» |
76,3 |
30,7 |
66,6 |
33,3 |
76,3 |
30,7 |
76,9 |
38,4 |
100 |
38,4 |
Атаева С.А. |
8 «б» |
59,2 |
30,1 |
75 |
33,3 |
59,2 |
30,1 |
69,2 |
23,1 |
100 |
38,4 |
Султанбекова В.Б. |
9 «а» |
58,9 |
23,5 |
68,8 |
31,2 |
58,9 |
23,5 |
82,3 |
29,4 |
100 |
58,8 |
Султанбекова В.Б. |
9 «б» |
58,4 |
25 |
63,7 |
27,3 |
58,4 |
25 |
75,1 |
33,3 |
100 |
41,6 |
Сунгурова Х.А. |
10 |
75 |
25 |
100 |
66 |
75 |
25 |
100 |
75 |
100 |
75 |
Атаева С.А. |
11 |
86 |
42 |
85,7 |
42,8 |
86 |
42 |
85,7 |
57,2 |
100 |
71,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
Выводы:
1.По выполнению задач: указать, какие задачи требуют
дальнейших решений и включения их в план работы на новый учебный год, какова
результативность выполнения поставленных задач.
2.По темам самообразования: кому продолжить работу над темой, а кому порекомендовать изменить,
кого и где заслушать в следующем уч.
году; какова результативность выполнения поставленных задач.
3.По заседаниям, совещаниям, семинарам: какую тематику
заседаний, совещаний спланировать на новый уч. год, указав их целесообразность.
4.По участию учителей в мероприятиях: кого рекомендовать, по
какой теме, где выступить и почему; конкретное участие в указанных выше
мероприятиях отдельных членов МО, кто работал более активно, кто менее в
сравнении за два-три года.
На заседаниях учителя делились с
коллегами своими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой
работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. В
течение года члены объединения делились опытом работы, как
в школе, так и обобщали опыт работы на
уровне района, республики.
Обобщен
опыт работы Атаевой С.А. :
Атаева
С.А. (учитель русского языка и литературы) по теме «Организация контроля знаний
учащихся 10-11 классов при подготовке ЕГЭ как способ формирования ключевых
компетенций».
Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что
методическая тема и вытекающие из нее
темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед
школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями;
заседания тщательно подготовлены и продуманы;
выступления и выводы основывались на
анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные
методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными
методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской
деятельности; сохранению и поддержанию здоровьеберегающей образовательной
среды. В методических объединениях успешно
проводился стартовый, рубежный и итоговый контроль по русскому языку.
Но в работе
методических объединений недостаточное внимание уделялось навыкам самоанализа у
учителей. Плохо организовано взаимопосещение уроков своих коллег.
Рекомендации:
-
Совершенствовать педагогическое мастерство учителей
по овладению новыми образовательными технологиями.
-
Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт
творчески работающих учителей в рамках ШМО.
-
Разнообразить формы проведения заседаний ШМО
(круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы).
-
Руководителю ШМО усилить контроль за
взаимопосещением учителей.
Вырос
профессиональный уровень учителей.
Открытых уроков
было запланировано 2, проведено 2 . Уроки давались в соответствии с выбранными темами
самообразования, семинаров, аттестацией. Все
уроки даны на высоком методическом уровне, с использованием современных
педагогических технологий.
Недостатком открытых уроков является, по-прежнему, плохая организация школьного
методического объединения учителей среднего и старшего звена по взаимопосещению
учителями уроков своих коллег начальных классов. Все учителя ШМО посетили уроки своих коллег по методическому
объединению с последующим обсуждением и
анализом.
Основные цели
посещения уроков:
-
Владение
программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.
-
Классно-обобщающий
контроль.
-
Преемственность.
-
Аттестация
педагогических работников.
-
Использование
новых технологий (личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие
технологии, информационные
технологии, групповые и коллективные
технологии и др.).
-
Подготовка к
итоговой аттестации учащихся.
Вывод: Основные направления контроля и тематики посещения
уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания,
структуру уроков и отбор необходимых
форм и методов, применяемых учителями на
уроке.
В целом все уроки методически построены правильно,
уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать
компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов
можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению восприятию материала, расширению кругозора
учащихся, развитию их интеллекта.
Уделялось внимание совершенствованию форм и методов
организации личностно-ориентированного урока.
Избрав личностно-ориентированный подход в обучении, учителя (Магомедова У.М., Атаева С.А.,
Асельдерова Д.А., Сунгурова Х.А., Солтанбекова В.Б., Асельдерова Я.Д.)
организовывали учебный процесс в
соответствии с принципами индивидуальности, творчества, доверия и
поддержки.
Методы
и приемы, применяемые учителями:
-
проектный метод;
-
методы диалога;
-
игровые методы;
-
методы диагностики и самодиагностики;
-
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора.
Зачет, лекция, семинар, лабораторная работа,
учебный проект, деловая игра – формы организации учебных занятий в старших
классах. Учителя Атаева С.А., и
Солтанбекова В.Б. создавали на уроках
педагогические ситуации, которые позволяли
ученикам самовыразиться,
рассказать или доказать что-то.
По
результатам наблюдений за деятельностью
учителей и учащихся на уроках выявлены следующие недочеты:
-
отбор содержания, форм и методов обучения рассчитан на среднего ученика;
-
не планируется учителями урок на учащихся с высоким
и низким уровнем мотивации;
-
не даётся домашнее задание дифференцированно, с
учётом индивидуальных особенностей учащихся;
-
преобладает монологическая форма общения учителя с
учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей
коммуникативных умений;
-
учителя не в полном объеме используют ТСО,
наглядные средства обучения.
Среди
причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие:
-
недостаток
времени на творчество;
-
неумение комплексно применять различные средства
обучения;
-
трудность в нахождении способов и приемов создания
таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который
обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Причины
этих трудностей:
-
учителя–предметники не могут полностью избавиться
от объяснительно-иллюстративного типа обучения;
-
изложение учебного материала в учебниках (даже в
новых) остаётся чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного
характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового
материала, так и при применении полученных знаний и умений;
-
нет целенаправленной работы учителя над развитием
творческих способностей учащегося.
Задачи на 2018-2019 учебный год:
Учителям-
предметникам:
-
внедрять разноуровневое содержание образования;
-
обеспечить сочетание в образовательном процессе репродуктивных и
творчески преобразующих методов обучения с преобладанием последних;
-
шире использовать новые технологии, продуктивные
формы и методы обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности
школьников и обеспечивающие увеличение объема самостоятельной работы
школьников;
-
активно внедрять в учебный процесс
личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные технологии.
Одним
из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система
внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные
мероприятия, как:
-
предметные недели;
-
День Творчества;
-
тематические
конкурсы.
В программу этих мероприятий
входят следующие внеклассные дела: предметные олимпиады, конкурсы, выставки
газет и творческих работ.