План работы со слабоуспевающими учениками

25.01.2019

План работы со слабоуспевающими учениками

 начальных классов МБОУ «Атланаульская гимназия им.Ирчи Казака»

 на 2019 – 2020 учебный год.

               

Содержание.

1.Пояснительная записка.

2. План работы со слабоуспевающими учащимися на 2019-2020 учебный год.

3. Диагностика развития учащихся 1 класса.

4. Составление списка слабоуспевающих учащихся.

5. Программа коррекции познавательных процессов.

6. Дополнительные предметные занятия по математике и обучению грамоте (письму).

7. Приложения. Тесты для диагностики.

 

Пояснительная записка.

          Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

          Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

*пропуски занятий по болезни;

*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

*задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;

*прогулы.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

        — вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся: 

·         Получение знаний по предмету.

·         Выбор форм получения знаний.

Родителей:

·         В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

·         В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

·         Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения -  приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации  - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

        Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Виды помощи в учении:

*  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

*  Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  *  Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

*  Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Профилактика неуспеваемости.

Контроль подготовленности учащихся.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.

Изложение нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Самостоятельная работа учащихся на уроке.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса.

  Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Прогнозируемый результат:

1.     Усвоение учащимися программного материала по предметам в полном объеме.

2.     Улучшение качества обученности учащихся данной группы.

Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.

3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня

5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников

6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.

7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

                                                  

Индивидуальная работа во внеурочное время

1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

2. В каждом домашнем задании задания на повторение.

3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий тренажеров (5 – 10 минут в день)                  

 

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления

   

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2018– 2019 учебный год

Мероприятия

Срок

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся 1 класса.

Цель: определение фактического уровня знаний детей, выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидацию.

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабых учащихся через беседы со школьными специалистами, встречи с родителями, беседа с самим учеником.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленных в ходе проверочных работ.

В течение учебного года

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабому ученику.

В течение учебного года

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года

6.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости.

В течение учебного года

7.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение  учебного года

8.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

В течение учебного года

9.Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

 

Список слабоуспевающих учащихся имеющих проблемы в изучении учебных предметов.

Ф.И. обучающегося

Краткое описание проблемы

1

 

Физиологические причины – частые болезни. Психологические причины – медленность понимания, недостаточный уровень развития речи. Соц причина -миграции( владеет русским языком  не в полном объеме.

2

 

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

3Хочу такой сайт

 

Психологические причины – особенности развития  памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, узость кругозора.

 

4

 

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, несформированность познавательных интересов.

 

5

 

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи( дислалия), несформированность познавательных интересов.

 

6

 

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

7

 

Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

 

8

 

Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

9

 

Психологические причины – особенности развития внимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов.

10

 

Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

11

 

Психологические причины – особенности развития  памяти, мышления,медленность,несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

12

 

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

   

Результаты дигностики учащихся 1 класса.

 

ФИО

Развитие

 мелкой

 моторики руки

Развитие

памят(зрит.)

Развитие памяти(слух)

Развитие

 мышления

Развитие внимания

           
           
           
           
           
           
           
   

 

 

 
 

п.п.

   

Ф.И. ученика

 

Примечание

(пед.запущеннось,болезнь и тд.)

Результат на конец четверти

(успевает, не успевает, по каким предметам)

Итоги учебного года

(перевод в сл класс, второй год, перевод в класс, др)

 

1 четв

 

2 четв

 

3 четв

 

4 четв

 1.

 

Слабая готовность к школе,не развита зрительная память

         

2.

 

Не развита зрительная память

         

3.

 

Не развита зрительная память, мелкая моторика руки

         

4.

 

Не развита зрительная память, речь, навыки чтения.

         
             

Дополнительные предметные занятия

 со слабоуспевающими

учащимися 1 класса  по обучению и письму

                                     Учащийся:

 

Индивидуальная карта развития знаний, умений и навыков (ЗУН) по чтению и письму:

Начало года 
Результат

ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ

Конец года 
Результат

 

o    Знает все буквы алфавита

o    Чтение  послоговое,

o    Замена букв

o    Пропуск слогов, звуков

o    Недочитывание окончаний

o    Понимание прочитанного:
  не понимает

o    Зеркальное написание букв с, ә, э,

o    Ошибки при списывании печатного текста.

o   

 

 

                                        Проведение коррекционно-развивающей работы:                                       

Название проводимой работы

Форма (инд-ная, групповая)

Что корректировалось

Период

 1.

 Звуки гласные и согласные.

 

 Классификация

 

 2.

 Буквы  а, о

 

 Письмо букв (начертание, соединение)

 

3.

Буквы о, у

Произношение.

4.

Буквы и, ы

Сравнение.

Письмо букв (начертание).

5.

Буквы гласные. Печатные и письменные.

Обобщение, классификация.

6.

Буква н.

Работа по тексту. Смысловое чтение.

7

Буква с.

Работа по тексту. Смысловое чтение.

8.

Буква к.

Призношение. Сравнение звуков (г-к).

9.

Буква т.

Работа по тексту. Смысловое чтение.

 
 

 

Дополнительные занятия по математике.

Индивидуальная карта развития знаний, умений и навыков (ЗУН) математике:

Начало года 
Результат

ОСОБЕННОСТИ

Конец года 
Результат

 

o    Считает до 20, знает обратный счет 10-1

o    Зеркальное написание цифр 3, 6. 9.

o    Не знает состав чисел в пределах 10.

o    Трудности  при решении примеров (считает только на пальцах).

o    Знает ответ задачи, не может сформулировать способ ее решения.

o   

 

 

 

 

 

 

 

Проведение коррекционно-развивающей работы:

Название проводимой работы

Форма (инд-ная, групповая)

Что корректировалось

Период

 1.

   

 2.

 

3.

4.

5.

6.

7

8.

9.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-906-447-55-70

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».